Реставрируем расписной сундук
Старинный сундук. В этом словосочетании собрано всё что может в нём поместиться. Вещь весьма удобная и полезная. Вот только пользоваться таким сундуком сложно. Требуется реставрация. Приступаем.
Всё начинается с визуального осмотра и определения порядка действий. И первое в нашей работе, убрать всё лишнее и пришедшее в негодность.
Снимать будем всё проржавевшее железо: оковку, петли и замок с ключевиной (потом их вернём на место после очистки обработки лаком по металлу-цапоном). Лишние набитые в беспорядке гвозди тоже убираем. Для этого используем обычные клещи. Ручки оставляем на корпусе.
Приступаем к разборке самого сундука. В процессе эксплуатации практически все детали корпуса расшатались и рассохлись (естественное старение дерева). Аккуратно с помощью киянки разбиваем соединения, не забываем помечать снятые детали чтобы после вернуть на место.
После разборки, начинается сложный и небыстрый процесс восстановления. С применением струбцин, столярного клея и финишных гвоздиков для предварительной фиксации деталей, собираем и склеиваем по очереди все ранее снятые части сундука.
В процессе склеивания следим чтоб вся геометрия сундука была соблюдена.
Корпус сундука помимо склеивания фиксируем тонкими финишными гвоздиками, это повысит срок службы сундука, так же гвоздики служат дополнительными креплениями. Все склеиваемые части выдерживаем под нагрузкой струбцинами до полного высыхания клея.
Крышку склеиваем и фиксируем аналогичным способом как и весь корпус. За всё время существования сундука, древесина рассохлась и появились естественные трещины, их закрываем шпаклёвкой по дереву.
По завершения столярных работ, переходим к обработке и космеическому ремонту. Все части сундука шлифуем с помощью шлифмашинки с наждачной бумагой Р240, Таким образом доводим поверхность до гладкого состояния. Остатки пыли удаляем пылесосом.
Завершающая стадия реставрации — это восстановление росписи на поверхностях сундука. Для этого подготавливаем поверхности и зашпаклевываем все оставшиеся самые мелкие трещинки и всё тщательно вручную шлифуем.
Отщлифованные поверхности готовы к обновлению. Процесс не быстрый, требующий усидчивости и внимания. Для росписи использовались акриловые краски. Все оттенки подобраны под сохранившуюся роспись.
Раз за разом, по чёрточке, по завиточку, дополняем узор на крышке. Это самое пострадавшее место за всю историю сундука. Узор почти полностью был утрачен. Восстанавливаем основной фон и обновляем по едва видимым участкам и цветам роспись.
И вот финальный аккорд. Всё покрываем тонким слоем лака. Используем натуральный шеллак. Он придает насыщенность цветам росписи и создаёт общий благородный вид всему изделию. Устанавливаем всю снятую фурнитуру, заранее почищенную и покрытую лаком цапон. На крышке сундука появляется изящная ручка подобранная по стилю к основной фурнитуре. Так как сундук не маленький, для удобства его перемещения по помещению, устанавливаем поворотные колёсики. Всё готово к дальнейшей эксплуатации.
Source link